В одни из выходных июня, в кадре очередного маршрута Designer’s Days, мы посетили выставку «Шарлотта Перьян: от фотографии к дизайну», которая проходит в Малом Дворце до 18 сентября.
В прессе эта экспозиция как-то не привлекла мое внимание, я ничего про нее не знала, в особенности – про временные рамки творчества дизайнера. Какого же было мое удивление, когда я узрела перед собой выставленную мебель: глаза говорили, что она – в стиле 50-60-х, а этикетки экспонатов указывали, что модели были созданы в 30-х!!!
Un des week-ends de juin, dans le cadre de l'itinéraire Designer’s Days, nous avons visité l'exposition «Charlotte Perriand : de la photographie au design» (jusqu'au 18 septembre au Petit Palais).
Dans la presse cette exposition n'a pas attiré mon attention, donc avant d’y aller je ne connaissais rien, surtout – les limites de temps du travail de la designer. Quelle était ma surprise, quand j'ai vu devant moi les meubles exposés : mes yeux me disaient qu'ils sont du style des années 50-60, mais les étiquettes indiquaient que les modèles étaient créés dans les années 30!!!
Столики, вдвигающиеся один в другой, 1951 г. ~ Tables gigognes, 1951 (édition Cassina 2009)
Выставка, посвященная архитектору, урбанисту, дизайнеру, известной создательнице мебели и устройства жилищ, была целиком организована вокруг не известной широкой публике части креативного подхода Шарлотты Перьян: фотографии 30-х годов.
« L’exposition, que le Petit Palais consacre à Charlotte Perriand, architecte, urbaniste, designer, célèbre créatrice de mobilier et d’aménagement d’habitations, est tout entière conçue à partir d’un aspect méconnu de sa démarche créative : la photographie dans les années 1930. »
Мост из металлопрофиля, фото Шарлотты Перьян, 1933 г. ~ Pont à poutrelle, photo Charlotte Perriand, 1933
Шарлотта Перьян родилась в Париже в 1903 году. После обучения в Центральном Союзе Декоративных искусств, она разрабатывала предметы мебели по частным заказам.
« Charlotte Perriand naît à Paris en 1903. Après des études à l'Union Centrale des Arts Décoratifs sous la direction d'Henri Rapin, elle réalise quelques meubles pour des commandes privées. »
Шарлотта Перьян на шезлонге с изменяемым углом, пр. 1930 г. ~ Charlotte Perriand sur la chaise longue basculante, vers 1930
Карьера Шарлотты как архитектора-дизайнера по-настоящему началась с комплекта металлической мебели, которую она создала для своей квартиры-мастерской (на площади Сан-Сюльпис в Париже) и представила на Осеннем салоне в 1927 году.
Ее «Бар под крышей» был удостоен хвалебной критики, так как Шарлотте удалось создать в этом пространстве роскошную, но в то же время непринужденную обстановку, типичную для авангардизма.
« Sa carrière d'architecte-designer démarre véritablement avec le mobilier métallique qu'elle crée pour son appartement-atelier de la place Saint-Sulpice et qu'elle présente au Salon d'Automne de 1927. Ce « Bar sous le toit » lui vaut d'élogieuses critiques car Charlotte Perriand réussit à donner à cet espace une atmosphère à la fois luxueuse et décontractée, représentative du courant avant-gardiste. »
В то время, отвергнув традицию прикладных искусств (основанную на использовании ценных пород дерева) как «пережиток прошлого», дизайнеры экспериментировали с новыми промышленными материалами: натянутое полотно, новые ДСП и стальные трубы, которые Марсель Бройер использует уже с 1925 года. Пластичностью своих творений они доказывают, что эти материалы предназначены не только для больничных кроватей или велосипедов.
« En effet, en rejetant les préceptes des arts décoratifs dénoncés comme « survivance du passé », les créateurs de l'époque expérimentent des matériaux modernes, industriels, comme les toiles tendues, les nouveaux bois contreplaqués et le tube d'acier que Marcel Breuer utilise depuis 1925. Ils démontrent, par la plasticité de leurs créations que ces médiums ne sont pas réservés aux lits d'hôpitaux ou aux bicyclettes. »
Конструктивный подход ~ Une démarche constructive
Эргономическое исследование сидений, фотоколлаж Шарлотты Перьян, 1928 г.
~ Etude ergonomique des sièges, photocollage de Charlotte Perriand, 1928
Процесс проектирования и создания предметов мебели иллюстрирован планами и эргономическими исследованиями, которые Шарлотта осуществляла при помощи фотомонтажей. Что касается самих фотографий, сделанных ею в эту эпоху, то они соответствуют рационалистической эстетике – поиске моделей в промышленном мире и изгнании любых излишних украшений.
« Le processus de conception et de réalisation de ces meubles est illustré par des plans et des études ergonomiques que Charlotte Perriand réalisait à l’aide de photomontages. Quant aux photographies qu’elle prend à cette époque, elles sont en correspondance avec cette esthétique rationaliste qui cherche ses modèles dans le monde industriel et bannit tout ornement superflu. »
Прототип кресла «Большой комфорт», Ле Корбюзье, Шарлотта Перьян, Пьер Жаннере, 1928 г.
~ Le Corbusier, Charlotte Perriand, Pierre Jeanneret, Prototype, Grand Confort, 1928
Гик парусника, Хорватия, фото Шарлотты Перьян, 1937 г.; Светильник-поворотный кран, 1938 г.
~ Bôme de voilier, Croatie, photo Charlotte Perriand, 1937; Potence d’eclairage pivotante, 1938
Дизайнер уделяла особое внимание предметам мебели для хранения и упорядочивания вещей. Встроенный шкаф, библиотека и другие стенки являлись для нее конструктивными элементами организации пространства, в котором они должны быть полностью интегрированы, чтобы в конечном счете окончательно заменить традиционный шкаф.
« ... rangement, composante essentielle de l’habitat, à laquelle Charlotte Perriand a prêté une attention particulière. Pour elle, les unités de rangements (placards, bibliothèques) sont des éléments constitutifs de l’organisation de l’espace auquel ils doivent totalement s’intégrer pour remplacer définitivement l’armoire traditionnelle.»
Строительство приюта Армии Спасения, Париж, фото Шарлотты Перьян, пр. 1931 г.; Двусторонний шкаф-перегородка, 1954 г.
~ La Cité de Refuge de l’Armée du Salut en construction, Paris, photo Charlotte Perriand, vers 1931 ; Meuble écran à joues, 1954
Шкаф-перегородка для комнаты студента в Доме Бразилии (Университетский городок Парижа), Шарлотта Перьян, 1956-1959 гг. ~ Meuble de séparation pour la chambre de la Maison du Brésil (Cité Universitaire de Paris), Charlotte Perriand, 1956-1959
Шарлотта и созданная ею библиотека в служебной квартире ее мужа, Жака Мартена, в Рио-де-Жанейро, 1962 г.
~ Bibliothèque, appartement de fonction de Jacques Martin, son mari, à Rio de Janeiro, Charlotte Perriand, 1962
~ Bibliothèque, appartement de fonction de Jacques Martin, son mari, à Rio de Janeiro, Charlotte Perriand, 1962
Необработанное искусство ~ L’art brut
Позвонок рыбы, фото Шарлотты Перьян, 1933 г.; Стул «Тень» (составляемый один на другой), Япония 1954 г.
~ Vertèbre de poisson, photo Charlotte Perriand, 1933 ; Chaise empilable Ombre, Japon 1954 (édition Cassina 2009)
После кризиса 1929 года и всвязи с падением интереса к «машине», фотографическое творчество Шарлотты выражает новый взгляд на мир и стремление к природе. Начиная с 1933 года она интересуется самыми незначительными для простого обывателя предметами, найденными во время прогулок по лесу и на пляжах Нормандии в компании Пьера Жаннере. По возвращении с этих прогулок она пишет: «наши рюкзаки были заполнены сокровищами: гальки, остатки башмаков, продырявленные куски дерева, старая швабра – обкатанные, облагороженные морем».
« A l’opposé de l’esthétique industrielle rationnellement conçue par des ingénieurs, Charlotte Perriand a commencé à s’intéresser vers 1933 aux objets les plus apparemment insignifiants qu’elle trouvait au cours de promenades en forêt ou sur les plages en compagnie de Pierre Jeanneret. Au retour de ces promenades, écrira-t-elle, « nos sacs à dos étaient remplis de trésors : galets, bouts de godasses, bouts de bois troués, balais de crin roulés, ennoblis par la mer». »
Хребет рыбы, фото Шарлотты Перьян, 1933 г.; Фрагмент скамьи «Токио»
~ Arête de poisson, photo Charlotte Perriand, 1933 ; Banquette Tokyo, détail (édition Cassina)
Она использует некоторые из этих предметов (которые Ле Корбюзье называет «поэтически реактивными объектами») в качестве декора в «Доме Молодого человека», созданном ею для Международной Брюссельской Выставки 1935-го года. Но главным образом, она их фотографирует с такой заботой, как будто речь идет о самых престижных произведениях искусства. Начиная с 1937 г. Шарлотта использует фотографии этих предметов для декора столешниц журнальных столиков.
« Elle dispose certains de ces objets, que Le Corbusier appelle alors « objets à réaction poétique », dans sa Maison du Jeune Homme, créée pour l’Exposition Internationale de Bruxelles en 1935, mais surtout, elle les photographie avec autant de soin que s’il s’agissait des créations artistiques les plus prestigieuses. A partir de 1937, elle intégrera dans les plateaux de ses tables basses, des tirages photographiques de ces objets. »
Куриная грудная кость, фото Шарлотты Перьян, 1933 г.; Низкое кресло из дерева 1954 г.
~ Bréchet de poulet, photo Charlotte Perriand, 1933 ; Fauteuil bas en bois , 1954
В соответствии с этим вкусом к формам, заданным или измененным природой, к концу 1930 года Шарлотта Перьян освобождается от рационалистической эстетики и прямых углов и создает столы гибкой и свободной формы.
« En accord avec ce goût des formes données ou modifiées par la nature, c’est vers la fin des années 1930 qu’elle se dégage de l’esthétique rationaliste pour créer, en s’affranchissant totalement de l’angle droit, des tables et bureaux de forme souple et libre... »
Башмак, обкатанный морем, фото Шарлотты Перьян, 1933 г.; Рабочий стол, 1939 г.
~ Godillot roulée par la mer, photo Charlotte Perriand, 1933; Bureau en forme, 1939
Песчаник на пляже в Нормандии, фото Шарлотты Перьян, 1933 г.; Журнальный столик, 1984 г.
~ Grès sur le sable, plage de Normandie, photo Charlotte Perriand, 1935 ; Table basse, 1984
Кремневый желвак, найденный в Морьен (Альпы), фото Шарлотты Перьян, 1933 г.; Шестигранный стол, 1938 г. ~ Rognon de silex cerné, trouvé en Maurienne, photo Charlotte Perriand, 1933; Table en forme 6 pans, 1938
Закончить этот рассказ я хотела бы фотографией Шарлотты в горах (еще одна ее страсть), которая фигурирует на афише экспозиции. Да, она была не просто талантливым дизайнером и фотографом, но и свободной, эмансипированной женщиной : работала наравне с мужчинами и купалась в море топлесс!
«Charlotte Perriand : de la photographie au design»
au Petit Palais jusqu'au 18 septembre 2011
au Petit Palais jusqu'au 18 septembre 2011
Источники информации и фотографий: Официальный пресс-релиз выставки, брошюра выставки, сайт Малого Дворца, педагогическое досье выставки «Шарлотта Перьян» (Центр Жоржа Помпиду, декабрь 2005–март 2006)
Sources d’information et des photos : Dossier de presse, brochure de l’exposition, site du Petit Palais, dossier pédagogique de l’exposition Charlotte Perriand (Centre Pompidou, décembre 2005-mars 2006)
6 comments:
Спасибо за пост.Я видела рвньше фото шкафов-перегородок. Но фото пдписывались кратко:Ш. Перян,и я не знала, что это женщина. )) Эпоха конструктивизма, когда дизайн становится больше чем ремеслом вседа интересна для исследований.
Спасибо, я рада, что вам интересно!
Даже больше скажу, Ваши экскурсы в историю дизайна меня вдохновили: http://forum.od.ua/showthread.php?t=402787&page=4
Даже не представляете, как мне приятно!
Очень интересный концепт альянс-колье, никогда раньше не видела. Вам нужно ваши творения на Etsy.com продавать!
Пробовала моя подруга сунуться Etsy.com - её изделиями заинтересовались, даже купили, но оказались большие трудности с пересылкой 1 браслет отправляли целый месяц, через знакомых и т.п., а официальные перевозчики очень нерентабельны, так что пока катаемся по украинским выставкам и фестивалям Хенд-мейда. Собралась своя тусовка, даже весело ))).
Да, извините, я периодически забываю про советскую почтовую систему :(
Это просто замечательно, что у вас есть любимое дело, приносящее удовольствие и новые встречи!
Post a Comment