Продолжение виртуального визита «интроспективы» творчества Жан-Поля Гуда
~ Je vous invite à continuer la visite virtuelle de « l’introspective » Goudemalion Jean-Paul Goude
Портрет Жан-Поля Гуда ~ Portrait de Jean-Paul Goude
« Уже более тридцати лет, Жан-Поль Гуд поражает наше воображение через рисунок, афиши, фотографию, кино, видео или мероприятия. От графики 60-х годов до мифического Эсквайр, от Нью-Йорка Энди Уорхола и смеси культур до Грейс Джонс, Пигмалионом которой он стал, от яркого дефиле Двухсотлетия до воспевания «арабского стиля» (второго поколения эмигрантов из Северной Африки) в лице Фариды, от рекламам Кодак или Шанель до вариаций с Летицией Каста – каждый раз он сумел опередить дух времени и создать абсолютное выражение эпохи. »
(Патрик Морье, французский писатель, критик,
коллекционнер и главный редактор каталога экспозиции)
« Depuis plus de trente ans, s’exprimant à travers le dessin, l’affiche, la photo, le cinéma, la vidéo ou l’événement, Jean-Paul Goude a impressionné notre imaginaire. Des « minets » des années 1960 au mythique Esquire de la décennie suivante, du New York de Warhol et des cultures métissées à Grace Jones, dont il fut le « pygmalion », de l’éclatant défilé du bicentenaire à la célébration du « Style Beur » de Farida, des publicités Kodak ou Chanel aux variations sur Laetitia Casta, il a su chaque fois devancer l’air du temps et en donner une expression définitive. »
(Patrick Mauriès, directeur éditorial du catalogue de l’exposition)
Хотя термин «пигмалион» часто используют говоря о Жан-Поле Гуде и о его отношениях с моделями и музами, социолог и философ Эдгар Морен предпочел выдумать термин Гудемалион, чтобы объяснить как можно более точно подход художника:
«Легендарный Пигмалион был королем Кипра, изваявшим статую, которой Афродита дала жизнь, а он затем взял это создание в жены. А Гудемалион ваяет статую из женщины, с которой он заключает союз (гражданский чаще всего).
И он не делает из нее каменную статую, он создает нечто большее, чем просто статую из плоти, наделенную душой, – мифическое существо, в котором живая материя превращается в идеальное, легендарное создание. Таким образом Гуд изменяет и преображает свои фантазмы, которые вращаются вокруг той же «черной дыры» –
женской красоты: он превращает их в миф.»
женской красоты: он превращает их в миф.»
Si, souvent, le terme de pygmalion a été utilisé en parlant de Jean-Paul Goude et de sa relation avec ses modèles et ses muses, Edgar Morin a préféré inventer le terme de Goudemalion, pour expliquer le plus justement possible la démarche de Jean-Paul Goude :
« Le Pygmalion légendaire était un roi de Chypre qui sculpta une statue à laquelle Aphrodite donna vie, puis épousa cette créature. Goudemalion, lui, sculpte une statue à partir de la femme qu’il épouse.
Mais il n’en fait pas une statue de pierre, il en fait plus qu’une statue de chair douée d’âme, il en fait un être mythique où se transfigure la substance vivante, sans cesser d’être vivante, en créature de rêve et de légende. Ainsi Goude transforme et transfigure ses fantasmes, qui tournent autour du même trou noir de la Beauté féminine : il les transfigure en mythe. »
«Грейс», роспись маслом по фотографии и клейкая лента, Нью-Йорк, 1982 г.
~ Grace, portrait, huile sur photo et ruban adhésif, New York, 1982
В эпоху работы в Нью-Йорке, в жизни Жан-Поля Гуда повляется «черная лиана» с Ямайки, королева Паласа (легендарный парижский клуб в 1978-1983 гг.), популярная модель, нашептывающая «La Vie en rose» под четкий ритм – Грейс Джонс, «дикая красота».
Она становится его идеальной музой, которую он фотографирует, разрезает, перекрашивает, закручивает, в то же время создавая постановку для ее различных музыкальных спектаклев, которые отличаются изысканностью и сложностью, особенно в контексте эпохи. Он также придумывает для нее всяческие костюмы, один зрелещнее другого (Грейс – это своеобразная Леди Гага конца 70-х начала 80-х ;)), среди которых это невероятное конструктивистское платье для беременной.
« C’est alors qu’entre dans sa vie, une liane « black » venue de Jamaïque, reine du Palace à Paris, modèle recherché qui susurre sur un rythme chaloupé, discographié, La Vie en rose : Grace Jones, « la beauté sauvage ».
Elle, sera sa muse idéale qu’il photographiera, découpera, repeindra, tordra en d’étranges arabesques tout en la mettant en scène dans différents spectacles musicaux d’une sophistication unique, surtout dans le contexte de l’époque. Par ailleurs il lui concevra toutes sortes de costumes tous plus spectaculaires les uns que les autres, dont une incroyable robe de maternité « constructiviste ». »
Платье для беременной, в сотрудничестве с Антонио Лопезом, Нью-Йорк, 1979 г.
~ Robe de maternité constructiviste, en collaboration avec Antonio Lopez, New York, 1979
«У Грейс геометрическое лицо, как будто африканская маска», написал сам Гуд. Она становится его созданием, она обобщает все его желания. Красивая в своем роде, неправильная, высокомерная внешне, она также – очень смешная и хрупкая.
« Grace a un visage géométrique, un peu comme un masque africain », écrit Goude. Elle sera sa créature. Elle synthétise ses envies. Belle à sa manière, irrégulière, apparemment altière, elle est aussi très drôle et fragile. »
Слева, маски клонов Грейс Джонс для «спектакля одного артиста»
~ à gauche, les masques des clones de Grace Jones pour One Man Show
Однако, уже другая властительница ожидает его, в дверях знаменитого клуба Les Bains-Douches, где она проводит фейс-контроль: Фарида. Это, по словам художника, начало красоты « beur » (так называют на арго второе поколение эмигрантов из Северной Африки), Фарида – алжирского происхождения. Ростом 180 см, она умна и образованна, увлечена философией, у нее есть все чтобы произввести впечатление на (всегда) робкого Жан-Поля Гуда.
Между тем, магия срабатывает. Фарида становится новой музой, которую он в свою очередь растягивает, делит, боготворит, идеализирует. Гуд представляет ее Аззедину Алая, главной манекенщицей которого она становится. Она позирует с ним и с Жан-Полем Готье, для которого она тоже дефилирует.
Между тем, магия срабатывает. Фарида становится новой музой, которую он в свою очередь растягивает, делит, боготворит, идеализирует. Гуд представляет ее Аззедину Алая, главной манекенщицей которого она становится. Она позирует с ним и с Жан-Полем Готье, для которого она тоже дефилирует.
« Pourtant, une autre souveraine l’attend, aux portes du fameux club Les Bains-Douches, où elle officie en tant que physionomiste : Farida. C’est, au dire du créateur, le début pour lui de la beauté « beur » – Farida est d’origine algérienne. Du haut de son mètre quatre-vingts, intelligente et cultivée, férue de philosophie, elle a tout pour impressionner le – toujours – timide Jean-Paul Goude.
Cependant, la magie opère. Farida devient sa nouvelle muse, qu’il étire à son tour, démultiplie, idolâtre, idéalise. Il lui présente Azzedine Alaïa dont elle devient le mannequin vedette. Elle pose avec lui et avec Jean Paul Gaultier, pour qui elle défile aussi. »
Cependant, la magie opère. Farida devient sa nouvelle muse, qu’il étire à son tour, démultiplie, idolâtre, idéalise. Il lui présente Azzedine Alaïa dont elle devient le mannequin vedette. Elle pose avec lui et avec Jean Paul Gaultier, pour qui elle défile aussi. »
Последний из персонажей, рожденных в воображении Гуда – эта та, кого он назовет Королева Сеула – в действительности Карен, молодая кореянка, отныне его супруга и мать двух последних детей. Ее так же зовут Королева Мин, по отношению к легендарной и трагической властительнице конца XIX-го века. На выставке она представлена нарисованной в платье, запятнаном кровью, или сфотографированной в своем футляре с соломой – величественная кукла из плоти, увековеченная, «музееграфированная».
« Dernier des personnages nés de son imagination, celle que Goude surnomme the Queen of Seoul, en réalité Karen, jeune Coréenne, son épouse désormais et la mère de ses deux derniers enfants. Autrement baptisée reine Min, par référence à la légendaire et tragique souveraine de la fin du XIXe siècle, celle-ci figure dans l’exposition, dessinée, la robe tâchée de sang, ou photographiée dans son écrin de paille, majestueuse poupée de chair, immortalisée, « muséographiée ». »
Ну и конечно, Гуд очень известен в сфере модной фотографии, где его фантазии и мастерству создания образов всегда найдется место!
Et, bien sûr, Goude est très connu dans le milieu de la photographie de mode, où sa fantaisie et sa maîtrise de création des personnages trouvera toujours une place!
Кристиан Лакруа и Линда Эвангелиста ~ Christian Lacroix et Linda Evangelista
Harper’s Bazaar US
British invasion & French resistance
Gaultier vs Galliano
Maggie Cheung, Paris, 2006
Goudemalion Jean-Paul Goude
Musée des Arts Décoratifs
Информация с сайта Музея Декоративных Искусств ~ Information via présentation de l’exposition et aide à la visite
Все оригинальные фотографии – собственность Жан-Поля Гуда, иначе я упоминаю об этом отдельно ~ Sauf mention spéciale, toutes les photos originales © Jean-Paul Goude
No comments:
Post a Comment