February 8, 2011

Винтажные басни ~ Fables vintage

«Лев и мошка» Le Lion et le moucheron

Вчера мне удалось попасть на закрытый просмотр «Басен Старевича» («Les Fables de Starewitch d'après La Fontaine»): собрание из отреставрированных экранизаций 5 басен Лафонтена, снятых с 1922 по 1932 годы.

«Старый лев» ~ Le Lion devenu vieux

Сеанс был по-настоящему волшебным, так как сопровождался живой игрой на рояле (в прокат фильм выйдет с записанной музыкой и речью героев в «Лев и мошка»). И, несмотря на присутсвие большого количества детей, фильм был совсем даже не детским... Режиссер, продолжая традицию Лафонтена, показывал с помощью аллегории человеческую жизнь во всех ее деталях.

Владислав Старевич – русский режиссер польского происхождения, эмигрировавший в Европу после революции, пионер кукольной анимации. Как выразился про него Уолт Дисней:

«Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий!»
 
Кукол Старевич изготовлял сам лично, в анимации ему помогала его жена. Его герои отличаются огромным диапазоном движений и мимики лица (в конкретном случае – морды).

«Старый лев» ~ Le Lion devenu vieux

Режиссер был верен первоначальным задумкам Лафонтена вплоть до мельчайших деталей – будь то светский ужин, на который городская крыса приглашает сельскую, или летний бал, где развлекается и пьянствует кузнечик (стрекоза в версии Крылова).


«Крыса сельская и крыса городская» ~ Le Rat de ville et le rat des champs

«Муравей и кузнечик» ~ La Cigale et la fourmi
 
Только вот басни на экране – намного красноречивее, чем в книжке... Смотришь и понимаешь: это не звери и насекомые – это наш реальный мир. А еще удивляешься, насколько все ситуации актуальны!


Одним из первых фильмов, снятых Старевичем за границей, стала экранизация басни «Как лягушки выпросили себе короля» (Les Grenouilles qui demandent un roi). Многие считают этот фильм только политическим свидетельствованием Старевича, познавшего империю и ее падение, революцию большевиков и французский режим...

Но режиссер выходит за границы басни и создает портрет современного общества: народ – непостоянный и нерешительный, болтливый и трусливый; буржуазия, наблюдающая за событиями, благонамеренная и злословящая; художники, фотографы и операторы, фиксирующие все подряд...


Мораль сей басни такова:
Оставляю вас в волшебных объятиях мультипликации...



Фотографии с сайта посвященного Владиславу Старевичу. 

3 comments:

Anonymous said...

Навеяло 100-летием российской анимации

Город Вильно. В нём казённая палата.
Скучно. Пыльно. Невеликая зарплата.
Что скуку скрасит? Сатирический журнал?
Или случится костюмированный бал?

Из колосьев, рогожи и пробки,
Кто шикарный костюм смастерит?
Как Старевич, никто так не смог бы,
… Если он не с жуками сидит.

Он – энтомолог, собиратель насекомых.
А чем ещё запомнился знакомым?
Старевич обожал французское кино.
И две его любви навек слились в одно,

Одно – чудесное. Старевич из Москвы
Привёз и киноаппарат, и плёнку.
Французами осмеян там – увы,
Но русский кинодеятель Ханжонков

В него поверил. Сделан договор.
И в девятьсот двенадцатом, весной
Мультфильм с жуками произвёл фурор –
Была открыта эра мульткино!

Рогатые мужья, скандалы, драки, танцы…
Всех зрителей до коликов смешили
Пародии на страсти водевилей.
Из рук их рвали те же иностранцы,

Что не смогли успех такой предвидеть.
Зато теперь от фильма к фильму – касса.
Жуки-актёры – те всё выше классом.
Хвала, хвала «Прекрасной Люканиде»!

И съёмочный пристроил павильон
Ханжонкин у Старевича в квартире.
Там дни и ночи пропадает он.
Всё больше фильмов, слава их всё шире.

Неутомимый режиссёр затем
Занялся игровым кино с успехом,
Но в революцию, как многие, уехал.
Вернуться думал, вышло – насовсем.

Во Франции приют себе найдёт.
«Рейнеке Лис» - шедевр тех лет известный.
Лицо застывшее уже не интересно, -
И мастер куклам маски создаёт.

150 гримас у куклы делать стал он.
Но это не предел, - опять находки:
Вот мордочки из мягкого состава
Меняют ловко пальцы кукловода.

Жена Антония костюмы куклам шьёт,
Дочь Ира – сценарист, Янина – та актриса.
Профессионализм их всё растёт,
И в скоростях иная не сравнится

Большая студия с талантливой семьёй....
Да, в мире слава, но бюджет – хромает.
Они рекламу иногда снимают
И кукол продают из мастерской....

Финал судьбы скучней, чем в синема:
У всех один – холодная могила.
Но разве эта мысль остановила
Того, кто нам оставил и тома,

И километры плёнок? Кто всегда
Был одержим прогрессом и искусством?
Мы через век всё с тем же свежим чувством
Вкушаем плод их страстного труда!

http://fox-of-zen.livejournal.com/43041.html

suranastasia said...

Спасибо огромное! А кто написал эти стихи?

Anonymous said...

Автор стихотворения - Екатерина Степонайтис,
преподаватель анимации, педагог детской мультстудии "Мынику"
http://miniku.ucoz.ru/

Post a Comment

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...