«Рептилии», литография (1943
г.) ~ Reptiles, 1943
Фантастические структуры Маурица Эшера, невозможные в реальном мире, оптические иллюзии, игра с перспективой... Его искусство часто внушает чувство замешательства и удивления, но одинаково очаровывает своим волшебным миром и маленьких, и взрослых.
Des structures fantastiques, impossibles dans le monde réel, des illusions d’optique, des jeux de perspective... L’art de Maurits Escher inspire souvent un sentiment de confusion et de surprise, mais son monde magique fascine les petits comme les grands.
В позднем
периоде математика начала играть увеличивающуюся роль в работе Эшера, что
привело к большому разнообразию мозаек. Со временем он разработал свои
собственные системы со «скользящими» отражениями и инверсиями. По словам американского
эксперта по мозайкам, Дориса Шаттшнейдера, Эшер был интуитивным математиком.
Dans sa période tardive, les Mathématiques ont joué un rôle croissant dans
l’œuvre d'Escher, conduisant à une grande variété de mosaïques. Avec le temps il
a développé ses propres systèmes de réflexions et d’inversions « glissants ».
Selon l'expert américain des tessellations, Doris Schattschneider, Escher était un
mathématicien intuitif.
«Встреча» (1944 г.) ~ Rencontre, 1944
«Рисующие руки» (1948 г.), считается,
что вдохновить Эшера на эту работу мог набросок Леонардо да Винчи к «Портрету Джиневры Бенчи» ~ Mains dessinant, 1948, on croit que cette œuvre a pu être inspirée par ébauche du Portrait de Ginevra de' Benci
«День и Ночь» (1938 г.) ~ Jour et Nuit, 1938
«В моих гравюрах я пытаюсь показать, что мы живем в
красивом и упорядоченном мире, не в бесформенном хаосе, (…). Я не могу устоять
и не подурачиться с нашими установками и несомненными фактами. Мне доставляет большое
удовольствие, например, сознательно смешивать второе и третье измерения, плоскость
и пространство, и подсмеиваться над силой тяжести.»
– Мауриц
Эшер
« Dans mes gravures j’essaie de montrer que nous vivons dans un monde beau et
ordonné, pas dans un chaos informe, (…). Je ne peux pas résister de me moquer de
nos certitudes établies. Cela me fait un grand plaisir, par exemple, de mélanger
consciemment la deuxième et la troisième dimension, le plat et le volume, et de
me moquer de la gravité. », Maurits
Escher
«Порядок и Хаос» (1950 г.) ~
Ordre et chaos, 1950
«Четырёхугольная планета» (1954 г.) ~ Planétoïde Tétraédrique, 1954
Обстоятельства сложились так, что с самого раннего возраста
Эшер имел возможность свободно следовать за своими интересами и интуицией. В
1908 г. его отец покупает телескоп, прежде всего для себя, но его младший сын очень
скоро оказывается рядом. Они вместе смотрели на звезды с плоской крыши их дома
в Арнеме, когда небо было ясным. Бесконечная природа вселенной, безграничность
пространства очаровала Эшера, когда он был еще маленьким мальчиком.
Его сводный брат, Беренд, был геологом,
преподавателем в Лейденском университете, и был в курсе последних достижений в области
кристаллографии. Когда в 1937 г. Эшер рассказал ему о своих экспериментах с
составлением мозаек, брат послал ему список книг об этом вопросе. В глазах любителя,
большие звезды и крошечные кристаллы напоминали друг друга. Серия «Астеройды» была вольно вдохновлена этой идеей.
«Двойной астероид» (1949 г.)
~ Planétoïde Double, 1949
Les circonstances ont permis à Escher de suivre librement son intuition et ses
passions dès l'âge le plus précoce. En 1908 son père achète un télescope, pour
lui-même avant tout, mais son fils cadet apparait très vite à ses côtes. Ensemble,
ils regardaient les étoiles depuis le toit de leur maison à Arnhem, quand le
ciel était clair. La nature de l'univers sans fin, l'infini de l'espace a
charmé Escher quand il était un encore petit garçon.
Son demi-frère, Berend, était géologue et professeur à l'Université de
Leiden, il était au fait des tous derniers progrès dans le domaine de la
cristallographie. Quand en 1937 Echer lui raconte ses expériences avec les
tessellations, son frère lui envoie une bibliographie sur ce sujet. Aux yeux de
l'amateur, les grandes étoiles et les cristaux minuscules se ressemblaient. La
série "Planétoïdes" a été librement inspirée par cette idée.
«Гравитация», литография и
акварель (1952 г.) ~ Gravitation, 1952
«Звезды» (1948 г.) ~ Etoiles,
1948
Escher in Het Paleis, Den Haag, Holland
No comments:
Post a Comment